Подавляющее большинство российских автолюбителей считает, что цены на бензин необоснованно завышены. Кроме того, недовольство потребителей вызывает качество российского топлива.
Таковы результаты опроса, проведенного исследовательским центром SuperJob.ru специально для РБК daily. Виной этому, по мнению респондентов, монопольное положение нефтяных компаний. Исправить ситуацию, по их мнению, способно только государственное регулирование цен и национализация нефтегазовой отрасли. Исследовательский центр SuperJob.ru специально для РБК daily 24—25 ноября провел опрос, в котором приняли участие 3,1 тыс. жителей России в возрасте старше 18 лет, имеющих водительские права категории B. Респонденты оценивали уровень российских цен на бензин. С адекватностью стоимости автомобильного топлива в стране согласилось 6% опрошенных, в то время как абсолютное большинство (86%) считает бензин необоснованно дорогим. Причем мужчины это мнение разделяют чаще, чем женщины (90 и 81% соответственно). Представительницы слабого пола вообще реже задумываются над этой проблемой — 12% дам затруднились ответить на данный вопрос, что в три раза превышает аналогичный «мужской» показатель. Из результатов исследования видно, что цены на бензин кусаются тем сильнее, чем выше доход россиян. Завышенной стоимость топлива назвали 89% опрошенных, получающих в месяц больше 45 тыс. руб. А вот из граждан с ежемесячным доходом ниже 15 тыс. руб. с этим согласилось на 8% меньше — 81%. Возмущение большинства автолюбителей основывается на тезисе, что нефтедобывающая страна для своих граждан должна продавать бензин по минимальным ценам. Эту точку зрения респонденты подкрепляют известными им фактами. «В США — стране-потребителе — цены на бензин вдвое ниже, чем в России. В Эмиратах — стране-производителе — бензин дешевле воды. И только в нашей стране, которая является производителем, бензин дороже, чем где бы то ни было», — сокрушается московский 3D-дизайнер. «У нас должно быть как в Бахрейне. На один доллар — полный бак «Сабурбана», — считает начальник IT-подразделения из Москвы. «Даже в Казахстане ниже на 20%», — сетует инженер-электрик из Тобольска. «Если реальная цена АИ-92 не превышает 4 руб., оптовая цена — 15,80, а розничная — превышает 22 руб., то с нас дерут три-десять шкур!» — подсчитал 44-летний банковский служащий. Кроме высокой стоимости потребителей не устраивает и качество отечественного топлива. Региональный менеджер из Ярославля готов согласиться с ценой, если бы бензин соответствовал мировым стандартам. Впрочем, нашлись у нефтяных компаний и защитники. «С другой стороны, себестоимость нефтедобычи у нас очень высока. Это вам не в аравийской пустыне ямку выкопать, и нефть пойдет фонтаном, у нас нужно лезть в непроходимую тайгу или в Заполярье», — рассуждает начальник отдела из Москвы. Решением проблемы, по мнению большинства опрошенных, может стать государственное регулирование цен и контроль ценообразования (30%). «Государство должно фиксировать цены на все жизненно важные товары: хлеб, молоко, яйцо, в том числе и бензин, газ, электроэнергию», — высказывается один из респондентов. Будто почувствовав такое настроение населения, министр энергетики Сергей Шматко, выступая вчера на заседании Госдумы, заявил, что установление фиксированной цены на нефтепродукты на внутреннем рынке — тупиковый путь развития российской нефтепереработки. По его словам, страны, регулирующие внутренние цены на нефтепродукты, рано или поздно сталкиваются с проблемами в переработке вследствие недостатка инвестиций в отрасль. Министр напомнил в связи с этим, что такое произошло, например, в Иране, который, несмотря на статус страны — экспортера нефти, был вынужден закупать в большом объеме нефтепродукты для удовлетворения внутренних потребностей, а также лимитировать их потребление на внутреннем рынке. Среди способов снизить цены на бензин серьезную поддержку респондентов получила идея национализации нефтегазовой отрасли (11%). За то, чтобы «наградить антимонопольную службу «волшебным пенделем», чтобы заставить ее работать лучше, высказалось 8% опрошенных. «Пересажать всех олигархов» требуют 2% автолюбителей. Экономические меры, такие как уменьшение налоговой нагрузки на нефтяные компании, госинвестиции в нефтепереработку, создание условий для конкуренции и мероприятия по сокращению экспорта, снискали в общей сложности поддержку 14% респондентов. «Если разрешить маленьким фирмам продавать бензин в канистрах, его цена упадет в два раза, а качество улучшится в четыре раза», — считает начальник производственного цеха. По мнению специалиста по бизнес-моделированию и совершенствованию бизнес-процессов, надо сделать как в Дании или Норвегии, чтобы развивался общественный транспорт.
|